_названия Автоматический обмен финансовой информацией и участие в нем Российской Федерации

 

Идея борьбы с уклонением от налогов в международном формате путем повышения уровня прозрачности процесса обмена финансовой информацией в течение многих лет находит свое отражение как в международном, так и в национальном законодательстве многих государств. Закон США о налоговой отчётности по зарубежным счетам (ForeignAccountTaxComplianceAct), более известный по аббревиатуре FATCA, представляет один из первых нормативных актов, направленных на борьбу с уходом от налогов граждан и резидентов США, был принят в США в 2010 году. На межгосударственном уровне проработкой данного вопроса занимается ряд международных организаций, к примеру,FATF (FinancialActionTaskForceonMoneyLaundering - Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег),Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Международные рекомендации FATFпо вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма впервые были выпущены в 1990 году, затем с изменениями и дополнениями в 1996 и 2003 году. В 2012 году FATFвыпустило Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированиютерроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, которые представляют собой текст самих рекомендаций, а также пояснительных записок к ним. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН, следовательно, в их числе Российская Федерация.

Соглашение ОЭСР об обмене информацией между банками и налоговыми органами (соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией MultilateralCompetentAuthorityAgreement (MCAA), далее - Соглашение) представляет собой международный договор для стран-участниц ОЭСР, а также иных, подписавших его государств (стран, территорий, далее – страны).Данное Соглашение входит в единый пакет в рамках стандарта ОЭСР вместе со следующими документами:

  1. Общепринятый стандарт о предоставлении информации (англ. “CRSCommon Reporting Standard”, далее “Стандарт CRS”);
  2. Модельное соглашение о сотрудничестве компетентных органов (англ.“ModelCompetentAuthorityAgreement”, далее “МодельноесоглашениеМСАА”), по форме которого заключаются двусторонние соглашения об обмене информации между конкретными государствами;
  3. Комментарии ОЭСР к Стандарту CRS;
  4. Руководящие принципы по разработке схем для применения СтандартаCRS (англ. “CRSSchemaandUserGuide”).

Российская Федерация подписала MCAAв мае 2016 года в актуальной на тот момент редакции, и соответственно, приняла на себя общие обязательства в рамках положений указанного соглашения, несмотря на то, что она не является страной-участницей ОЭСР. В конце 2017 года Российской Федерацией уже был подписан ряд двусторонних соглашений с конкретными государствами с уточняющими параметрами в рамках обмена информацией. Запланированная дата начала обмена – сентябрь 2018 года.

На официальном сайте ОЭСР можно найти сведения о том, что в Российскую Федерацию информация будет передаваться из 73 стран, а из Российской Федерацией – в 56 стран. Наличие обмена между двумя конкретными странами можно уточнить в формате реального времени по ссылке http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/. Также по данной ссылке можно проверить конкретную дату вступления в силу соответствующего двустороннего соглашения и налоговые периоды, начиная с которых обмен информацией принимается легитимизованным.

Основной смысл СтандартаCRS заключается в том, что на финансовые организации возлагается обязанность по сбору и передаче перечня сведений по клиентам – физическим лицам, а также организациям, соответствующим определенным критериям, которые открыли счета в указанных финансовых организациях. Обязательным условием является то, чтобы финансовая организация, ее клиент-физическое лицо и/или бенефициар являлись налоговыми резидентами стран-участниц Соглашения. К числу финансовых организаций, которые не участвуют в обмене информацией по открытым в них счетах, относят правительственные структуры и их пенсионные фонды, международные организации, Центральные Банки, некоторые иные пенсионные фонды, соответствующие установленным требованиям эмитенты кредитных карт, пользующиеся льготами структуры коллективного инвестирования, иные финансовые организации, относимые к числу низкорискованных

Объем информации по счетам, который при соблюдении прочих условий подлежит передаче уполномоченные органы, является исчерпывающим и включает следующий:

- данные финансовой организации, где открыт счет;

- номер счета;

- баланс счета;

- отчетный период;

- данные о клиенте банка: код страны, ИНН, ФИО/наименование организации, дата рождения (для физических лиц), адрес проживания, регистрационный адрес);

- данные о бенефициаре клиента-юридического лица: код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания);

- поступления за отчетный период и остаток на счете на конец отчетного периода.

Собранные сведения финансовая организация передает в налоговые органы по месту нахождения самой финансовой организации, а затем в зависимости от наличия заключенных двусторонних соглашений с рядом стран данные передаются в налоговые органы уже странырезидентства клиента-физического лица или бенефициара клиента-юридического лица.

Организации, в отношении бенефициаров которых осуществляется сбор данных, должны соответствовать критериям «пассивной». К «пассивным» относятся нефинансовые организации, получающие преимущественно пассивные доходы, как-то: дивиденды, проценты, рента, авторские гонорары, превышение доходов над убытками от продажи или обмена финансовыми активами, которые генерируют указанный выше пассивный доход; превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами (включая фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); превышение доходов над убытками от сделок с иностранной валютой; чистый доход от сделок «своп»; суммы, полученные по договорам накопительного страхования жизни; и т.п.

Не производится сбор информации по ряду финансовых счетов, отнесенных к категории низкорискованных: пенсионные счета, счета, открытые во исполнение договоров страхования жизни на определенный срок, счета эскроу, счета в рамках наследственных процедур, депозитные счета, открытые в целях аккумулирования излишне уплаченных сумм, не подлежащих возврату, иные счета.

Также СтандартCRS описывает общие процедуры duediligence, которые рекомендованы для проведения уполномоченным финансовым организациям при проведении сбора и систематизации информации о клиентах. В частности, в зависимости от даты открытия счета (до или после вступления в силу Соглашения), объема остатка средств по счету, иных сведений финансовая организация уполномочена проводить более или менее жесткие процедуры в рамках сбора необходимой информации.

Несмотря на то, что официальный запуск процедура автоматического обмена информацией для Российской Федерации еще только планируется во второй половине текущего года, необходимо принять во внимание, что двусторонние соглашения Российской Федерацией уже были заключены с рядом стран, и несмотря на то, что их официальные тексты не доступны для массового опубликования, соответствующие нормы уже постепенно внедряются в правоприменительную практику.